- Жертвоприношение
- ритуальное действие, относящееся к древнейшим культовым формам. При помощи Ж. люди надеялись получить помощь и благословение богов, предотвратить несчастье, искупить вину и очиститься от преступления, принести благодарность за получ. помощь и спасение, почтить божество и вступить с ним в связь. Ж. совершались также при исполнении клятвы (клятвенное Ж.), при заключении договора, Ж. умершим — при погребении или у могилы. Объектом Ж. было все, что люди считали необходимым для жизни или ценным. Важнейшую роль в античности играли бескровные Ж.: у земледельцев — плоды (Ж. начатков) или приготовл. из них кушанья — каши, печенья, в культе героев — мед, молоко и оливковое масло. Большое значение имело вино при совершении возлияний. При воскурениях сжигались местные (лавр и т. п.) или драгоц. вост. благовония (ладан и т. д.). Кровавыми Ж. были приносимые в жертву животные, по б. ч. свинья, овца, крупный рогатый скот (Suovetaurilia), а также козы и мелкие домашние животные, рыба и посвящ. данному божеству животные (лошадь для Посейдона, собака для Гекаты, петух для Асклепия, гусь для Исиды и т. д.). Животных сжигали вместе с умершими, закапывали или топили (при Ж. подземным богам, Ж. умершим, Ж. при клятвах и очищении и при Ж. с целью вопрошения о будущем). При Ж. пищи часть ее сжигалась, а большая и лучшая часть съедалась жертвующим и жрецом. Ж. совершалось с соблюдением строгих предписаний относительно безупречности и красоты специально выбранных животных, употреблявшейся при этом утвари и участников Ж. (облачения, культовая чистота совершающих Ж., заповедь молчания). Если происходили к.-л. нарушения, Ж. следовало повторить. Ж. совершались также в форме вотивньгх даров (изображения больных частей тела) в храмах богов здоровья; Ж. волос при вступлении в зрелый возраст или при вступлении девушек в брак. Формой Ж. был также лектистерний. Традиция единичных человеч. Ж. в греко-рим. мире в историч. время (принесение в жертву трех персов перед Саламинской битвой; погребение заживо четы галлов и греков в 228 и 216 до н. э. в Риме) спорна. Христиане отказывались от всех Ж., в том числе и от принятых в культе императоров, и тем самым противопоставляли себя государств, властям, рассматривавшим отправление культа императора как доказательство лояльности. В раннем христианстве Ж. считались молитва, милостыня, деятельная любовь к ближнему; т. к. Христос сам принес себя в жертву, Ж. усматривали позднее также в Тайной вечере.
Словарь античности. — Перевод с немецкого. М.: Прогресс. Лейпцигский Библиографический институт. 1989.